Издавна декоративные решетки и ограды служили человеческому
жилищу и украшением, и защитой. Металлическая мебель для дома, для
садов и парков, ажурные фонари и украшения фасадов — красота, воплощенная в художественно обработанном металле, очаровывает и успокаивает.
Каждый кузнец - индивидуальность, каждый работает по-своему. Это и позволяет буквально оживить металл.

 XV-XVI века становятся тем рубежом, когда металл оказался столь доступен, что из него начали изготавливать огромные парковые ограды дворцов и изящные оконные решетки для домов простых горожан. В России издавна каменные палаты знати украшали массивными коваными решетками на окнах. При Петре 1 на волне европеизации состоялось очередное проникновение иностранной моды на Русь, в том числе и моды на сложные художественные решетки и ограды.
 В России кованые изделия всегда испытывали серьезную конкуренцию со стороны художественного литья. Кстати, большая часть оград и решеток Петербурга отлита из чугуна. О чем и написал Пушкин, воспевая «оград узор чугунный». В Москве художественной ковке повезло несколько больше. Здесь встречается множество архитектурных памятников, украшенных коваными элементами декора.
 В советское время художественная ковка была сочтена слишком индивидуальной и чуть ли не вредной. Предпочтение отдавалось литью, как технологии, позволяющей тиражировать модель в большом количестве копий. В результате даже в московском метро, которое оформлялось с привлечением лучших художников и мастеров, стоят решетки, выполненные по литьевой технологии в единственном экземпляре, и нет практически ни одного кованого изделия.
 В период «борьбы с архитектурными излишествами и украшательством», когда любой ценой старались поставить строительство на рельсы индустриального производства, в нашей стране была в значительной степени утеряна традиция массового применения высокохудожественных декоративных элементов из металла. И даже многие неординарные архитектурные сооружения, строившиеся по индивидуальным, а не по массовым проектам, «украшались» непритязательными намордниками для окон первых этажей, сваренными из обычного арматурного прутка без всякого художественного замысла.
 Грубая решетка превращает окно — источник света — в объект, на который смотреть не очень хочется. И дело даже не в ассоциациях с тюремными камерами или крепостными казематами. Психофизиология человеческого зрения требует, чтобы элементы окружающей его визуальной среды были разнообразны. Глаз во всем ищет ритм и смысл, логику развития. Поскольку именно к этому человеческий глаз приспособился за многие миллионы лет эволюции. Ведь в природе редко встретишь ландшафты с идеальной повторяемостью несложных элементов. Массовое же производство часто плодит абсолютно одинаковых монстров. Взгляд раздражает именно монотонность. Поэтому от «неба в клеточку» и возникает самый сильный дискомфорт. Другое дело художественно выполненная решетка. Она позволяет взгляду перемещаться по ее элементам, не вызывая раздражения. Ведь элементы металлического кружева подчиняются логике замысла художника, один ее элемент органически переходит в другой, а череда ритмично повторяющихся деталей не обрывается, а имеет естественное завершение. Такая решетка служит украшением как для интерьера, так и для фасада здания.
Художественный металл сегодня в моде. Российский дизайнерский бомонд обратил на него свое благосклонное внимание. А в нашей стране, переживающей бум частного строительства, вновь востребованы и металлические лестницы, и лестничные ограждения, и навесы над парадным входом, и металлические фонари, и металлическая мебель. Все это украшает дом, способствуя превращению дома и участка, который его окружает, в ансамбль, объединенный общим замыслом.

 Наши консультанты — Дмитрий Орехов и Юрий Политов приняли самое активное участие в возрождении искусство художественной ковки в России. Оба они ста жировались в Германии в Аахенском международном центре художественного дизайна металла. Когда мы разговаривали о современном этапе развития искусства художественной ковки, Юрий Политов сказал:
 «Хочется отметить, что обучение и практика в кузнечных мастерских в Германии были не только обучением ремеслу, но и приобщением к культуре художественного металла в самом широком смысле. Кроме того, была возможность увидеть великолепные по замыслу и исполнению классические образцы художественной ковки, украшающие исторические памятники в Аахене, Кельне, Бонне и других городах».
 Юрий рассказывает, что в начале 90-х в Москве, в России не только практически отсутствовала традиция, но и очень трудно было достать литературу по художественной ковке. Поэтому многие кузнецы, работавшие в то время, были ограничены в выборе художественных приемов — очень часто делали композиции из цветов и бабочек, про них так и говорят «цветочно - бабочные работы».
  Увлечение Юрия — кованая мебель. Здесь без традиции вообще нельзя. Всякая аляповатость, непродуманность, небрежность сразу бросаются в глаза в интерьере. Кованый металл имеет свойство притягивать взгляд, становиться акцентом, а значит, к нему предъявляются особые требования. Ковка прекрасно сочетается с деревом, стеклом, декоративной тканью, кожей. Кроме того, кованая мебель отличается особой прочностью, долговечностью. Кованая кровать не сломается, что бы с ней не происходило. Однако есть одно «но», — говорит Юрий, — нельзя отвечать за то, что сейчас привозят из-за рубежа, из Италии и Франции, под видом кованого металла. Часто это не ручная работа, а штамповка из мягких сплавов. Художественная ценность такой псевдоковки нулевая, о конструктивная прочность минимальная.

  С Дмитрием Ореховым мы встретились на территории МГТУ имени Баумана в учебно-производственной мастерской художественной ковки при Опытном заводе, которой он руководит. Когда посмотришь на рабочее место человека, начинаешь лучше понимать его. В небольшом помещении ничего лишнего, только оборудование и материалы. Чистота и порядок, все заняты делом. Работают серьезно и с азартом. Руководитель этой мастерской, имеющей устойчивую репутацию среди знатоков, считает, что Россия сейчас заново проходит Петровскую эпоху— идет возрождение традиций ремесла и традиций украшения жилища. В СССР существовал только один центр подготовки кузнецов-художников — Суздальское реставрационное училище. Однако реставрация это вовсе не то же самое, что свободное творчество. В конце 80-х годов на художественно-графическом факультете МГПУ на кафедре декоративно-прикладного искусства тоже стали преподавать кузнечное искусство. Там Дмитрий получил основы своего художественного образования. Он буквально влюбился в технологии работы с горячим металлом и особенно в ковку. И тут в 1991 году открылась возможность поехать в Германию, в Аахенский международный центр художественного дизайна металла. Приобретенный там опыт Дмитрий считает исключительно полезным, но еще более полезным он считает самостоятельность художественного мышления и универсализм мастера.
 Главная ценность художественной ковки с точки зрения художника - возможность расставить очень яркие акценты. Решетка не просто украшает проем окна, она придает ему смысл и неповторимую выразительность. Индивидуальность ручной работы - вот что главное. Сделанное руками («hand made») высоко ценится за то, что мастер осмыслил именно этот садовый ландшафт, этот интерьер и подчеркнул их своеобразие, создав вещь, которая держит композицию.
 «Я в этом деле уже 14 лет, — говорит Дмитрий, — на моих глазах был и скачок развития, и кризис перепроизводства, когда многие просто перешли в другой бизнес. Удержаться на плаву, остаться интересными и для заказчиков, и для самих себя могут только художники, умеющие сделать буквально все — не только решетки для окон и каминов или ограды, но и декоративные медальоны, вензеля, гербы, фонари, скульптуры, садовую и интерьерную мебель».
 Качество работы кузнеца-художника определяет не количество всяческих штучек на единицу площади изделия, а единство замысла и тщательность работы с деталями. Даже очень простая с виду вещь покорит знатока продуманностью замысла и виртуозной проработкой деталей. Все видели претендующие на художественность решетки, у которых концы прутьев и других элементов никак художественно не обработаны. Простой обрыв металла — грубейший эстетический просчет и показатель низкого класса.
 Ковка очень индивидуальна. В отличие от литья, где все можно повторить, в ковке повторять трудно, зато легче менять. И все больше людей это осознают. И стремятся выразить в кованых украшениях индивидуальность свою и своего дома. Часто заказчики стремятся заказать работу пусть и не слишком дорогую, но оригинальную, неповторимую. Когда Дмитрий начинал осваивать художественную ковку, в нашей стране еще никто и не думал о массовом коттеджном строительстве. Ковка была искусством ради искусства. А сегодня образовались значительные коттеджные поселки, в которых индивидуальность своего жилища можно подчеркнуть с помощью кованых элементов. И это диктует спрос на высококлассные кованые вещи.
 Сейчас во многих местах начинают строить православные храмы. Не восстанавливать старые разрушенные, а именно строить новые. Многие руководители приходов предпочитают индивидуальную работу мастера массовой продукции. Чтобы украсить храм, люди копаются в архивах, изучают альбомы с образцами церковной утвари прошлых веков и на этой основе создают «новые старые вещи». Паникадила, светильники, решетки — все продумывается и подбирается тщательно и любовно. Когда мы прощались, Дмитрий сказал: «Художественный металл — это действительно практически вечная ценность. Стоимость хорошей кузнечной работы может равняться стоимости хорошего автомобиля. Но сколько лет живет автомобиль? А художественный металл достанется и внукам, и правнукам». 


А. Спицын      

Кузнечное дело — Политов
ул. Летниковская, 11. Тел. 8-902-149-25-44

 

Hosted by uCoz